Астрономия без телескопа - Автостопом по Солнечной системе
ITN работает на основе гравитационных манёвров и низкоэнергетических
переходных орбит вблизи точек Лагранжа и между ними. С использованием
Межпланетной транспортной сети (ITN) теоретически возможно путешествие
по всей Солнечной системе с чрезвычайно экономным расходом топлива, если
вы обладаете достаточным терпением и не возражаете против того, что на
пути к пункту вашего назначения вам неоднократно приходится делать
круги.
Если вы представите себе всю Солнечную систему в виде
резинового полотна, деформированного гравитационными колодцами, то
планеты будут просто небольшими ложбинками различной глубины,
впрессованными в стенки гравитационного колодца, перекрываемого Солнцем.
В
этой истории важно то, что края упомянутых небольших ложбинок почти
плоские по отношению к прочим крутым склонам, создаваемым Солнцем и
планетами. Если перемещаться по таким плоским краям, а не пытаться
вскарабкаться прямо по крутым склонам гравитационных колодцев, то для
этого потребуется намного меньше энергии.
Плоский край,
окаймляющий гравитационный колодец Земли, – представляет собой полосу,
отмеченную точкой Лагранжа 1 (или L1), которая лежит на прямой линии
между Солнцем и Землей, – и точкой Лагранжа 2 (L2) на противоположной
стороне Земли, удаленной от Солнца.
Космический корабль может
двигаться по орбите вблизи точки Лагранжа и переноситься в пространстве
вокруг Солнца с очень малыми затратами энергии.
Помимо этого,
точки Лагранжа представляют собой «перекрестки», которые делают
возможным низкоэнергетические переходы между орбитами разных планет.
Представим, что пространственно-временной изгиб Солнечной системы
является гигантской площадкой для скейтборда, тогда можно «оторваться» в
точке L1 и отправиться в рискованное путешествие, двигаясь по
траектории, ведущей прямо к Венере – или вы можете дигаться по инерции
по плоскому краю гравитационного колодца Земли примерно 3 миллиона
километров до точки L2 , а затем отправиться по длинной извилистой
"тропе" к точке L1 Марса. Здесь вы могли бы опять отдохнуть перед тем,
как, возможно, поплететесь на другую сторону Марса к точке L2, а оттуда
отправитесь на Юпитер.
Математический анализ гравитационных
взаимодействий между тремя или четырьмя телами (например, вашим
космическим кораблем, Землей и Солнцем, а затем также добавим и Марс) –
достаточно сложен и имеет некое подобие с теорией хаоса. Но такой анализ
может определять соединительные пути через всю Солнечную систему,
которые сторонники ITN называют "трубами".
На изображении (Автор:
American Scientist (Американский ученый)) показана "труба" Межпланетной
транспортной сети (ITN), подходящая к точке L2 Земли. В этой точке
космический путешественник, перемещающийся автостопом, может совершить
путешествие по траектории, ведущей к Венере, туда и обратно (красная
линия), задержаться на орбите в точке L2 и сопровождать Землю в её
движении по орбите – или продолжить путь дальше (синяя линия), возможно,
используя другую трубу ITN на пути к Марсу. На изображении справа
представлена насмешливо-ироническая картина трубной сети ITN (Автор:
НАСА).
Принципы создания ITN приняты множеством миссий,
предусматривающих полеты космических летательных аппаратов с экономией
топлива. Эдвард Белбруно (Edward Belbruno) предложил осуществить переход
на лунную орбиту с низкими затратами энергии в процессе выведения в
1991 году японского зонда Hiten на лунную орбиту, несмотря на то, что
запасы топлива на нем составляли всего 10% от количества, требуемого для
традиционного вывода на транслунную траекторию. Маневр был успешным,
хотя время полета до Луны составило пять месяцев вместо традиционных
трех суток. Миссия Genesis, НАСА, и SMART-1 Европейского космического
агентства (ESA) также считаются миссиями с низкими затратами энергии для
выведения на ITN-подобные траектории.
Итак, нищие
путешественники, путешествующие автостопом, возможно, вы все еще хотите
совершить большое путешествие к планетам, используя ITN – тогда
удостоверьтесь в том, что захватили с собой полотенце, путешествие
обещает быть долгим!
|
Категория: Мои статьи | Добавил: i99999 (18.05.2010)
|
Просмотров: 399 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |