Когнити́вный диссона́нс — состояние, характеризующееся столкновением в
сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих
установок относительно некоторого объекта или явления.
Теория
когнитивного диссонанса - одна из «теорий соответствия», основывающихся
на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному
восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс»
впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для
объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых
конфликтных ситуаций.
В теории когнитивного диссонанса логически
противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус
мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при
столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения
существовавших знаний или социальных установок. Считается, что
существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной
системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и
взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от
количества и разнообразия включенных в нее знаний. По классическому
определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие
между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом,
информацией и т.д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из
существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение
дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при
столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том
же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса
характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и
описывает то, как это делает человек в типичных случаях.
|