На сегодняшний день достаточно не так уж просто представить нашу жизнь
без носового платка. В тоже время современные люди не придают этому
аксессуару столь большого значения, как это было, предположим в средние
века. На сегодняшний день, важное, чтобы носовой платок был чистым, имел
приятный запах и был практически постоянно под рукой. А многие ли
знают, кто придумал носовой платок, для чего он использовался в давние
эпохи, и какую информацию мог дать о своем владельце?
Первые упоминания о носовых платках относятся к эпохе господства Римской
империи. Знатные особы носили на шее, плече или запястье надушенный
кусочек материи – орариум. В переводе с латинского «полотенце». Орариум
использовался для вытирания губ и рук потом приема пищи.
Эпоха Возрождения вознесла носовой платок в ранг самого модного
аксессуара. Первооткрывателями в этом вопросе стали итальянцы. Они или
платки из тончайших батистовых тканей, украшали не простыми вышивками,
венецианским кружевом и более того драгоценными камнями. В ту пору по
платку можно было многое узнать о его обладателе: к какому роду
принадлежит, насколько знатен и богат, холост или женат, религиозную
принадлежность и прочее. Эстафету перехватили французы, затем испанцы и
немцы.
Платки принято было носить за поясом или манжетом рукава. Причем форма
платка заметно отличалась от современной: круглые, треугольные,
многоугольные, в форме лилии или звезды. Квадратная же вошла в моду во
времена Марии Антуанетты – королевы Франции, известной модницы и
кокетки. С ее легкой руки, такая форма платка закрепилась навсегда.
А когда первые носовые платочки появились на Руси, точно неизвестно. В
музеях хранятся образцы, датированные 16 веком. В те времена платки
звались ширинками и служили украшением костюма, а для гигиенических
целей не использовались. Выглядела, к примеру, княжеская или боярская
ширинка необычайно красиво и богато: шелковая ткань полотняного
плетения, по краям орнамент - вышивка золотыми и серебряными нитями,
разноцветными телками. Внутри цветы и листья лазоревые, мерцающие
драгоценным светом. Такой платок служил замечательным украшением к
одежде. Позже платки стали шить из бархата, парчи и атласа, дополняя
крупными симметричными узорами.
Под видом «утирки» для лица и рук платок стали использовать на Руси лишь
с середины 18 века. Этому поспособствовало повальное увлечение
купечества и дворянства нюханьем табака.
С давних времен своего существования носовой платок был отражением
социального развития общества, уровня развития искусства и модных
тенденций. Нередко талант и мастерство вышивальщиц превращал обычный
кусочек ткани в настоящее произведение искусства и предмет особой
роскоши.